Актуальные изменения в трудовое законодательство о наставничестве и отдыхе за работу в выходные (нерабочие праздничные) дни.
С 01 марта 2025 года вступят в силу изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации.
День отдыха за работу в выходной или нерабочий праздничный день по желанию работника может быть использован в течение одного года со дня работы в выходной или нерабочий праздничный день либо присоединен к отпуску, предоставляемому в указанный период.
В случае, если на день увольнения работника имеется день отдыха за работу в выходной или нерабочий праздничный день, не использованный им в период трудовой деятельности у работодателя, с которым прекращается трудовой договор, в день увольнения работнику выплачивается разница между оплатой работы в выходной или нерабочий праздничный день, полагавшейся ему в соответствии с частями первой - третьей настоящей статьи, и фактически произведенной оплатой работы в этот день. Указанная разница выплачивается работнику за все дни отдыха за работу в выходные или нерабочие праздничные дни, не использованные им в период трудовой деятельности у данного работодателя.
Кроме того, новая редакция ТК РФ определит особенности регулирования труда работников-наставников.
Так, наставничеством в сфере труда является выполнение работником на основании его письменного согласия по поручению работодателя работы по оказанию другому работнику помощи в овладении навыками работы на производстве и (или) рабочем месте по полученной (получаемой) другим работником профессии (специальности).
В трудовом договоре или дополнительном соглашении к трудовому договору с работником, которому работодатель поручает работу по наставничеству, должны быть указаны содержание, сроки и форма выполнения такой работы.
Прокурор Родионово-Несветайского района Э.А. Худяков
***********************************************
Комиссионное вознаграждение не взимается при внесении физическими лицами, нуждающимися в социальной поддержке, платы за жилое помещение и коммунальные услуги
Комиссионное вознаграждение не взимается за перечисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, пеней за несвоевременное или неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги физическими лицами, которые нуждаются в социальной поддержке. Перечень категорий физических лиц, которые нуждаются в социальной поддержке и подлежат освобождению от комиссионного вознаграждения (вознаграждения) установлен распоряжением Правительства РФ от 27.04.2024 № 1059-р.
К указанным категориям отнесены:
- лица старше 18 лет, входящие в состав многодетной семьи, получившей такой статус в соответствии с законодательством субъектов РФ;
- лица, получающие пенсию в соответствии с законодательством РФ;
- инвалиды, признанные таковыми в соответствии с законодательством РФ;
- ветераны боевых действий, признанные таковыми в соответствии с законодательством РФ;
- члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, признанные таковыми в соответствии с законодательством РФ.
Запрет предусмотрен в отношении кредитных организаций, платежных агентов, банковских платежных агентов и субагентов. При этом запрет не распространяется на организации федеральной почтовой связи.
Прокурор Родионово-Несветайского района Э.А. Худяков
**************************************************
С 2025 года изменен порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации
С 01.01.2025 технические средства реабилитации за счет бюджета инвалиды могут получать двумя способами – в натуральном виде через проводимые Социальным Фондом России госзакупки и с помощью электронного сертификата, который позволяет приобрести нужное изделие в более короткие сроки. Получение компенсации за самостоятельно приобретенные в 2025 году технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия отменено.
Также появится возможность заранее, до истечения срока эксплуатации, обратиться для замены средства реабилитации. Подать соответствующее заявление можно за 60 дней до окончания срока эксплуатации. При необходимости досрочной замены изделия будет проводиться экспертиза, по завершении которой Фондом будет оформляться электронный сертификат на ремонт или замену средства реабилитации.
Прокурор Родионово-Несветайского района Э.А. Худяков
***************************************************
О выходных днях родителя-военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, имеющего ребенка-инвалида на иждивении
Согласно Положению о порядке прохождения военной службы, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 № 1237, основной отпуск предоставляется военнослужащим, имеющим ребенка-инвалида без ограничения по возрасту, по желанию в удобное для них время.
Работающему родителю (опекуну, попечителю) являющемуся военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляются четыре дополнительных выходных дня в месяц для ухода за детьми-инвалидами.
Выходные дни могут быть использованы одним из родителей (опекуном, попечителем) либо разделены родителями (опекунами, попечителями) между собой по их усмотрению.
Кроме этого, однократно в течение календарного года (с 01.01 по 31.12) допускается использование до 24 дополнительных выходных дней подряд в пределах общего количества неиспользованных дополнительных выходных дней, право на получение которых имеет один из родителей (опекун, попечитель) в данном календарном году. Если одним из родителей (опекуном, попечителем) использовано менее 24 указанных дополнительных выходных дней, другому родителю (опекуну, попечителю) в этом же календарном году предоставляются оставшиеся дополнительные выходные дни.
Прокурор Родионово-Несветайского района Э.А. Худяков
**********************************
Что изменилось с 1 января 2025 года в социальном обеспечении граждан
В связи с внесенными в федеральное законодательство изменениями с 01.01.2025 произошло увеличение социальных выплат различным категориям граждан.
Так, с 1 января организована индексация пенсий (на 7,3%), в том числе работающим пенсионерам. Индексация производится через увеличение стоимости пенсионного коэффициента и фиксированной выплаты, из которых складывается страховая пенсия. Стоимость одного коэффициента увеличилась с 133,05 руб. до 142,76 руб., размер фиксированной выплаты к страховой пенсии увеличился с 8 134,88 руб. до 8 728,73 руб.
С 1 января 2025 года проиндексирована выплата по уходу за нетрудоспособными гражданами, которую назначают неработающим гражданам в связи с уходом за людьми старше 80 лет и инвалидами I группы. В связи с изменениями законодательства данная выплата будет трансформирована в надбавку к страховой пенсии тех, за кем ухаживают, что позволит ежегодно индексировать ее вместе с пенсионными выплатами.
При этом ранее назначенные выплаты по уходу будут продолжены до конца срока, на который они установлены, а по истечении выплатных периодов пособия будут устанавливаться в соответствии с новыми правилами.
Также индексации подверглись ежемесячные денежные выплаты, получаемые инвалидами всех групп, ветеранами боевых действий, ветеранами ВОВ, чернобыльцами, а также стоимость набора социальных услуг, включающая в себя бесплатные лекарства и медицинские изделия, путевки на санаторно-курортное лечение, а также проезд к месту лечения и обратно.
Прокурор Родионово-Несветайского района Э.А. Худяков
********************************
По иску прокуратуры отремонтируют опасную автомобильную дорогу
Прокуратура Родионово-Несветайского района провела проверку соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
Установлено, что покрытие проезжей части автомобильной дороги, расположенной за мостом через реку Тузлов, через 170 метров от моста и до шлагбаума на въезде в СНТ «Комбайностроитель», длиной 870 метров не соответствовало установленным требованиям, имело ямы и выбоины. Это создавало опасность дорожно-транспортных происшествий, угрожало жизни и здоровью водителей и пешеходов. При этом чиновниками меры к устранению нарушений не принимались.
Прокуратурой приняты меры реагирования с целью понуждения органа местного самоуправления устранить нарушения, в том числе в суд направлено исковое заявление.
Судом исковые требования удовлетворены. Исполнение решение суда находится на контроле прокуратуры Родионово-Несветайского района.
Прокурор Родионово-Несветайского района Э.А. Худяков
*******************************
Установлена ответственность за сокрытие автомобильных номеров
Федеральным законом от 14.10.2024 № 342-ФЗ внесены изменения в КоАП РФ, устанавливающие административную ответственность за управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением устройств, препятствующих их идентификации либо позволяющих их видоизменить или скрыть.
Наказание предусмотрено в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет с конфискацией указанных устройств, которые подлежат уничтожению.
Также ужесточена административная ответственность за совершённое повторно управление транспортным средством без госномеров или с госномерами, видоизменёнными или оборудованными с применением материалов, препятствующих идентификации либо позволяющих их видоизменить или скрыть в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.
Поправки обусловлены повышенной степенью общественной опасности указанных противоправных деяний, поскольку их совершение затрудняет либо полностью исключает возможность идентификации принадлежности транспортного средства, создает предпосылки к несоблюдению правил дорожного движения, что, в свою очередь, повышает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются судьями. Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) и должностные лица военной автомобильной инспекции.
Федеральный закон вступил в силу с 14.10.2024.
Прокурор Родионово-Несветайского района Э.А. Худяков
ПАМЯТКИ для населения
Коррупционные правонарушения в сфере закупок
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» среди основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции предусмотрено обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.
Необходимо учитывать, что при проведении проверок в указанной сфере прокурорами выявляются нарушения, связанные с фактами: выполнения государственного контракта аффилированными лицами заказчика; осуществления закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд на бесконкурсной основе; необоснованного завышения цен на приобретаемые товары (работы и услуги); оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе с применением критериев, не предусмотренных конкурсной документацией; участия в работе конкурсных, аукционных комиссий лиц, лично заинтересованных в результатах размещения заказа, либо лиц, на которых способны оказывать влияние участники размещения заказа.
Существует нескольких основных способов злоупотреблений при заключении и исполнении государственных и муниципальных заказов.
Первый способ – систематическое злоупотребление должностными полномочиями в целях создания благоприятных условий собственному бизнесу либо коммерческой деятельности третьих лиц, то есть аффилированность работников органов государственной власти и органов самоуправления с субъектами предпринимательской деятельности.
Второй способ – ограничение конкуренции, воспрепятствование предпринимательской деятельности при организации и проведении конкурсных процедур, в том числе путем завышения стоимости работ и с использованием фирм-однодневок. К числу механизмов, используемых для завышения цены контракта на стадии, предшествующей выполнению работ, относятся завышение начальной цены контракта представителем заказчика при наличии сговора с предполагаемым победителем.
Основными мошенническими механизмами при осуществлении государственного (муниципального) заказа, а также при реализации схем, направленных на ограничение (устранение) конкуренции в сфере государственных закупок, являются картельные сговоры на торгах, так называемое тендерное рейдерство, и иные нарушения антимонопольных требований в ходе организации торгов, а также предоставление фиктивного финансового обеспечения (банковских гарантий) в ходе конкурсных торгов.
Уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок предусмотрена статьями 200.4 (злоупотребление в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд), 205.5 (подкуп работника контрактной службы, лица, осуществляющего приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг), 304 (провокация взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд) Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).
В отдельных случаях действия злоумышленников могут квалифицироваться по статье 159 УК РФ (мошенничество).
Прокурор района
советник юстиции Э.А. Худяков
******************************************************************************************************************************************
Административная ответственность юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрены два состава административных правонарушений в сфере противодействия коррупции.
В соответствии со статьей 19.28 КоАП РФ юридическое лицо подлежит ответственности в случае незаконной передачи, предложения или обещания от имени или в интересах юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера либо предоставление ему имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением.
За указанное правонарушение предусмотрено наказание в виде административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
В силу пункта 5 примечания к статье 19.28 КоАП РФ юридическое лицо освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное указанной статьей, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство. Для освобождения юридического лица от ответственности должна быть установлена именно совокупность действий лица, способствующих выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным административным правонарушением, а не каких-либо отдельных действий.
Положениями статьи 19.29 КоАП РФ предусмотрена ответственность юридических лиц за нарушения требований законодательства при трудоустройстве бывших государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Требования к форме уведомления установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 года № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско- правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Неисполнение работодателем указанной обязанности является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрено статьей 19.29 КоАП РФ. Санкцией статьи для юридического лица предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Срок давности привлечения к административной ответственности за указанные правонарушения составляет 6 лет.
Прокурор района
советник юстиции Э.А. Худяков
************************************************************************************************************
Противодействие коррупции в образовательных учреждениях
Согласно ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Особое внимание в настоящий момент уделено антикоррупционной политике в образовательных учреждениях.
Антикоррупционная политика школы представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности школы.
Реализация мер по противодействию коррупции существенно снижает риски применения в отношении работников образовательного учреждения мер ответственности за подкуп должностных лиц.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ, относится к компетенции органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования.
Установление и взимание с родителей (законных представителей) обучающихся общеобразовательных организаций платы за оказываемые в пределах соответствующего федерального государственного образовательного стандарта образовательные услуги и иные мероприятия, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета РФ, прямо противоречит законодательству.
В связи с этим необходимо разграничить, какие денежные взносы являются законными.
Сбор денег разрешен на цели: